Автозаводский район. Улица Байдукова


Байдуков Георгий Филлипович - летчик-испытатель. Беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Ванкувер

БАЙДУКОВ Георгий Филиппович


Лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. Русский. С 9 лет бродяжничал. Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключён. Снова бродяжничал. С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1926 году окончил Омскую железнодорожную профтехшколу. В армии с марта 1926 года. В 1926 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС. В 1931-1934 - лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов <слепых> полётов и посадок. С 1934 года учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Весной 1935 года откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому перелёту на самолёте АНТ-25. В начале августа 1935 в составе экипажа С.А.Леваневского участвовал в попытке перелёта, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25. 20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир - В.П.Чкалов, штурман - А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне - остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч 20 мин). За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия для Героев Советского Союза 4 ноября 1939 года ему была вручена медаль <Золотая Звезда> №10. 18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8.504 км. С 1937 года - лётчик-испытатель авиазавода №22 (г.Москва); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка. В январе-феврале 1940 года совершил 8 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3, был награждён орденом Красного Знамени. В августе-декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолётов. Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 - заместитель командира и командир 31-й смешанной авиационной дивизии, с марта 1942 года - командующий ВВС 4-й ударной армии; в мае-июне 1942 - командир 211-й смешанной авиационной дивизии; в июне 1942-декабре 1943 - командир 212-й (с мая 1943 - 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 года - командир 4-го штурмового авиационного корпуса. Сражался на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Соединения под его командованием участвовали в битве под Москвой, в Ржевско-Сычёвской и Великолукской операциях, Курской битве, освобождении Левобережной Украины, Киева, Белоруссии и Польши, в Восточно-Прусской и Восточно-Померанской операциях. После войны продолжал командовать корпусом. В 1945-1946 - заместитель командующего 13-й воздушной армией (в Ленинградском военном округе). В 1946-1947 - заместитель начальника Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС по лётной части. Осенью 1947 года принимал участие в испытаниях пассажирского самолёта Ту-70. В 1947-1949 - начальник Главного Управления ГВФ. В 1951 году окончил Военную академию Генштаба. С 1952 года - заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С 1955 года - 1-й заместитель, а с 1957 года - начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С сентября 1972 года - научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С июля 1988 года генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков - в отставке. Жил в Москве. Член Союза писателей. Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Генерал-полковник авиации (1961), лётчик-испытатель 1-го класса (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1970). Награждён 2 орденами Ленина (1936, 1950), орденом Октябрьской Революции (1972), 4 орденами Красного Знамени (1937, 1940, 1946, 1955), орденом Кутузова 1-й степени (май 1945), 2 орденами Суворова 2-й степени (январь 1944, июль 1944), орденами Кутузова 2-й степени (апрель 1945), Отечественной войны 1-й (1985) и 2-й (1942) степени, Трудового Красного Знамени (1977), Дружбы народов (1994), 4 орденами Красной Звезды (1944, 1956, 1958, 1967), орденами <За службу Родине в ВС СССР> 1-й (1987), 2-й (1982) и 3-й (1975) степени, медалями, иностранными наградами (кавалер наибольшего количества орденов СССР и РФ - 22-х).

Сайт создан в системе uCoz